Сұрақ жауап

Уважаемый посетитель!

Для того чтобы ускорить получение ответов на ваши вопросы, убедительно просим излагать суть вопроса чётко и подробно. Прежде чем задать вопрос, следует поискать ответ в разделах сайта. Вполне возможно, что ответ на ваш вопрос уже имеется, и вы легко получите необходимую информацию. Для использования сервиса вам необходимо принять Соглашение.

Не рассматриваются вопросы:

  1. Анонимные
  2. Содержащие нецензурные выражения
  3. Содержащие нечитаемый текст и непонятные сокращения
  4. Указывающие на проблему, не относящуюся к компетенции лица, которому адресуется вопрос

На основании пункта 20 Правил аукционных торгов финансовое обеспечение заявки на участие в аукционных торгах выпускается в пользу расчетного-финансового центра ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке ВИЭ».

В соответствие с пунктом 43 Правил аукционных торгов заявитель должен представить финансовое обеспечение заявки в размере 2000 (две тысячи) тенге за 1 (один) киловатт установленной мощности. Финансовая гарантия предоставлена на имя ТОО «РФЦ по ВИЭ» в тенге.

На основании письменного обращения участника аукционных торгов, который проиграл аукцион ТОО «РФЦ по ВИЭ» вернет предоставленное финансовое обеспечение заявки в течение 3 (трех) рабочих дней со дня обращения.

В соответствие с пунктом 45. Правил аукционных торгов ТОО «РФЦ по ВИЭ» выставляет требование на оплату по банковской гарантии или резервному аккредитиву в случае, если победитель аукционных торгов уклонился от заключения договора покупки.

В соответствие с пунктом 42. Правил аукционных торгов в качестве финансового обеспечения заявки принимается только банковская гарантия или резервный аккредитив, выпущенный по системе SWIFT.

При организации и проведении аукционных торгов по отбору проектов ВИЭ предусмотрено внесение финансового обеспечения:

  • заявки на участие в аукционных торгах;
  • обеспечения условий исполнения договора покупки (РРА).

Финансовое обеспечение заявки на участие в аукционных торгах, внесенное заявителем в виде банковской гарантии или резервного аккредитива, возвращается в течение 3 (трех) рабочих дней со дня предоставления участником письменного обращения к расчетно-финансовому центру при наступлении одного из следующих случаев:

  1. участник не стал победителем аукционных торгов в соответствии с итогами аукционных торгов;
  2. победитель аукционных торгов заключил договор покупки.

Финансовое обеспечение условий исполнения договора покупки (РРА) возвращается в случае в случае своевременного ввода в эксплуатацию объекта по использованию ВИЭ, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня предоставления письменного обращения.

В случае не ввода в эксплуатацию объекта ВИЭ в полном объеме в сроки, установленные в договоре покупки, финансовое обеспечение исполнения условий договора покупки будет изъято в пользу ТОО «РФЦ по ВИЭ» в полном объеме и договор покупки прекратит свое действие.

В соответствии с пп.2 п.44 Правил аукционных торгов финансовое обеспечение заявки на участие в аукционных торгах, внесенное победителем аукционных торгов при заключении Договора покупки в виде банковской гарантии или резервного аккредитива, возвращается в течение 3 (трех) рабочих дней со дня предоставления участником письменного обращения к расчетно-финансовому центру.

Законодательством не предусмотрено поэтапное высвобождение финансового обеспечения.

Образец банковской гарантии размещен на официальном сайте ТОО «РФЦ по ВИЭ» по ссылке http://rfc.kegoc.kz/.

Относительно срока действия гарантии сообщаем Вам следующее, в соответствие с пунктом 44 Правил аукционных торгов финансовое обеспечение заявки на участие в аукционных торгах, внесенное заявителем возвращается в течение трех рабочих дней при наступлении двух случаев:

  1. участник не стал победителем аукционных торгов в соответствие с итогами аукционных торгов;
  2.  побдитель аукционных торгов заключил договор покупки.

Если победитель аукционных торгов уклонился от заключение договора покупку, то ТОО «РФЦ по ВИЭ» на основании п. 45 Правил аукционных торгов выставляет требование на оплату по гарантии предоставленной заявителем до начала аукциона.

Срок действия гарантии определен пунктом 46 Правил аукционных торгов и оформляется на срок не менее 90 календарных дней с даты проведения аукционных торгов и является безотзывной.

Образец резервного аккредитива размещен на официальном сайте ТОО «РФЦ по ВИЭ» по ссылке http://rfc.kegoc.kz/.

Относительно срока действия резервного аккредитива сообщаем Вам следующее, в соответствие с пунктом 44 Правил аукционных торгов финансовое обеспечение заявки на участие в аукционных торгах, внесенное заявителем возвращается в течение трех рабочих дней при наступлении двух случаев:

  1. участник не стал победителем аукционных торгов в соответствие с итогами аукционных торгов;
  2. победитель аукционных торгов заключил договор покупки.

Если победитель аукционных торгов уклонился от заключение договора покупку, то ТОО «РФЦ» на основании п. 45 Правил аукционных торгов выставляет требование на оплату по предоставленным заявителем резервным аккредитивом до начала аукциона.

Срок действия гарантии определен пунктом 46 Правил аукционных торгов и оформляется на срок не менее 90 календарных дней с даты проведения аукционных торгов и является безотзывной.

Правилами аукционных торгов гарантировано участие в аукционных торгах по отбору проектов ВИЭ на равных условиях для всех инвесторов как зарубежных, так и казахстанских.

В график проведения аукционных торгов по отбору проектов ВИЭ включены свободные точки подключения. При этом, в соответствие с пунктом 6 Правил аукционных торгов точки подключения к электрической сети, представленные энергопередающими организациями в уполномоченный орган, резервируются для планируемых к строительству объектов по использованию ВИЭ до момента заключения победителем аукционных торгов договора о подключении объектов по использованию ВИЭ и (или) выдачи технических условий на подключение к электрической сети.

Проект постановления Правительства Республики Казахстан «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 27 марта 2014 года № 271 «Об утверждении Правил определения фиксированных тарифов и предельных аукционных цен» (далее – Постановление) одобрен Правительством РК и ближайшее время будет утвержден.

Постановление вступает в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

В Постановлении указано, что для проектов, имеющих кредитные обязательства в иностранной валюте, аукционные цены индексируются на 30% с учетом инфляции и 70% на изменение обменного курса национальной валюты к конвертируемым валютам.

Первое применение индексации аукционной цены производится не ранее одного календарного года после начала поставки электроэнергии от возобновляемых источников энергии в расчетно-финансовый центр.

Согласно пп.2) п.1 статьи 9 Закона РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», энергопроизводящая организация, использующая возобновляемые источники энергии, вправе по своему усмотрению реализовывать производимую электрическую энергию потребителям по договорным ценам согласно заключенным двухсторонним договорам в соответствии с законодательством Республики Казахстан об электроэнергетике.

Для участия иностранного инвестора в аукционных торгах создание филиала в Казахстане не обязательно.

Согласно статье 43 Гражданского кодекса Республики Казахстан филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Таким образом, иностранный инвестор в случае признания его победителем, может открыть филиал юридического лица, победившего в аукционных торгах, после признания его победителем и осуществлять все необходимые действия в том числе реализацию проекта через филиал.

Участник может принимать участие в аукционных торгах по отбору проектов ВИЭ, имея оформленные земельный участок и точку подключения к электрической сети согласно техническим условиям. При подаче заявки в ходе аукционных торгов участник указывает эти данные в торговой системе. Преимущества для заявителей, имеющих на момент участия в аукционных торгах земельный участок и согласованную точку подключения к электрической сети, не предусматриваются.

В соответствии с пп. 3) п. 18 Правил аукционных торгов, Организатор аукционных торгов обеспечивает участникам равные условия доступа к аукционным торгам. Отбор проектов ВИЭ производится по наименьшей цене.

В соответствие с Правилами определения фиксированных тарифов и предельных аукционных цен определен верхний «потолок» цен – предельная аукционная цена, выше которого участники аукционных торгов не смогут заявлять цены, установление нижнего порога не предусмотрено.

Добрый день! Благодарим Вас за интерес, проявленный к участию в аукционных торгах по отбору проектов ВИЭ.

31 мая 2018 года запланировано проведение двух аукционов для малых проектов ГЭС, суммарный объемом закупаемой мощности составит 20 МВт по Северной и Южной зоне ЕЭС РК.

Участники аукционных торгов по отбору проектов ВИЭ должны принять во внимание, что при проведении аукционных торгов для проектов малой величины к аукционным торгам  31 мая 2018 года будут допущены проекты ГЭС от 0,1 до 10 МВт включительно.

Участник аукционных торгов имеет право участвовать в аукционных торгах с несколькими проектами ВИЭ, соответственно Вы имеете право участвовать в аукционных торгах с двумя проектами ГЭС установленной мощностью 10 МВт каждый.

Участник аукционных торгов может подавать в торговой системе две заявки на разные проекты ВИЭ, при этом цены указные в заявках будут разные и для каждого проекта ВИЭ необходимо будет предоставить финансовое обеспечение заявки на участие в аукционных торгах.

Вы можете принимать участие в аукционных торгах по отбору проектов ВИЭ, имея земельный участок и согласованную точку подключения к электрической сети, эти данные Вы укажите при подаче заяви в торговую систему. При этом преимуществ для заявителей, имеющих на момент участия в аукционных торгах земельный участок и согласованную точку подключения к электрической сети нет. На основании пп. 3 п. 18 Правил аукционных торгов Организатор аукционных торгов обеспечивает участникам равные условия доступа к аукционным торгам.

Вам не нужно обращаться в Уполномоченный орган. Уполномоченный орган включит победителей аукционных торгов в план размещения объектов по использованию ВИЭ и перечень энергопроизводящих организаций, использующих ВИЭ на основании Реестра победителей, предоставляемого Организатором аукционных торгов.

Внесение изменений в график проведения аукционных торгов по отбору проектов не допускается. Если аукционы не состоялись, то они не переносятся на осеннюю серию.

В модели проведения аукционных торгов, которая будет реализовываться в Казахстане заложен один главный принцип определения победителей – цена. Инвесторы, которые предложат лучшие (минимальные) цены, будут отобраны в ходе проведения аукционных торгов по отбору проектов ВИЭ.

В соответствие с Правилами определения фиксированных тарифов и предельных аукционных цен определен верхний «потолок» цен – предельная аукционная цена, выше которого участники аукционных торгов не смогут заявлять цены, установление нижнего порога не предусмотрено.

Все участники аукционных торгов участвуют на равных условиях.

В основе модели аукционных торгов заложен принцип отбора проектов по наименьшей предложенной цене. Участники, планирующие реализовывать проекты с наиболее эффективными и конкурентоспособными технологиями, смогут предложить лучшие цены.

На текущий 2018 год установлены предельные аукционные цены на каждый из аукционов, которые пройдут в соответствие с утвержденным графиком проведения аукционных торгов. Эти цены в течение 2018 года меняться не будут. Что касается последующих аукционных торгов, которые пройдут в 2019 году, предельные аукционные цены будут установлены на уровне максимальных цен, определенных на аукционных торгах в 2018 году.

Правильно ли мы понимаем, что все 20 площадок, которые выставлены на аукционные торги обеспечены резервом мощности по присоединению?

Правилами аукционных торгов требование о наличии технико-экономического обоснования проекта не предусмотрено. Соответственно, Вы можете принимать участие в аукционных торгах без технико-экономического обоснования проекта.

В соответствии с п. 16 Правил определения фиксированных тарифов и аукционных цен предельные аукционные цены для последующих аукционных торгов определяются по итогам предыдущих аукционных торгов по максимальной цене, при этом при проведении аукционных торгов в 2018 году, предельные аукционные цены будут на уровне фиксированных тарифов.

Наблюдатели – лица, назначаемые уполномоченным органом для наблюдения за ходом аукционных торгов. Предположительно данными лицами будут представители Министерств, различных некоммерческих объединений в энергетической отрасли и НПП) Наблюдателями не могут быть участники аукционных торгов, участники должны быть на своих местах и участвовать в торговой сессии онлайн.

Аукционные торги будут проводиться онлайн посредством сети интернет. Поэтому в аукционных торгах можно участвовать с любой точки мира, где есть выход в интернет.

Приказом Министерства энергетики РК №280 от 7 августа 2017 года организатором аукционных торгов по отбору проектов ВИЭ определено АО «КОРЭМ» (АО «Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности»).

Торги по отбору проектов ВИЭ будут проходить на официальном сайте организатора аукционных торгов – www.korem.kz

Для прохождения инструктажа по работе в торговой системе, Вам необходимо заключить договор и оплатить услуги Организатора, только после этого Вы можете пройти обучение. Услуги организатора аукционных торгов включают в себя проведение инструктажа и составляют 399 895 тенге (без НДС).

Иностранные инвесторы могут принимать участие в аукционных торгах на общих основаниях.

Для регистрации в аукционных торгах казахстанские инвесторы должны предоставить следующие документы в соответствие с пунктом 19. Правил аукционных торгов: 1) копия Устава; 2) копия справки о государственной регистрации/перерегистрации юридического лица; 3) копия решения соответствующего органа юридического лица о назначении первого руководителя; 4) доверенность на представителя (в случае если представление интересов осуществляет не первый руководитель); 5) информацию о реквизитах юридического лица (банковские реквизиты, адрес, контактные телефоны, электронный адрес).

Иностранные юридические лица предоставляют аналогичные документы в соответствии с законодательством страны, в которой они зарегистрированы с обязательным приложением к каждому документу перевода документа на государственный и русский языки, верность которых засвидетельствована нотариально.

Нет, электронная цифровая подпись для участия в торгах не требуется.

Требования к обучению Ваших сотрудников нет, если Вы планируете участие в аукционе Вы можете выбрать приемлемый для вас вариант обучения:

  • на базе АО «КОРЭМ», в этом случае примите во внимание, что АО «КОРЭМ» как организатор аукционных торгов проводит обучение участников, которые подписали договор на оказание услуги по проведению аукционных торгов и оплатили услугу АО «КОРЭМ», с графиком обучения Вы можете ознакомиться на сайте. Стоимость обучение включена в услугу по проведению аукционных торгов, дополнительно ничего оплачивать не нужно;
  • Вы можете ознакомиться с методическими указаниями для участников аукционных торгов по работе с информационными компонентами торговой системы.

В соответствие с пунктом 51 Правил аукционов аукционные торги по отбору проектов ВИЭ могут не состояться при наступлении в двух случаях: 1) суммарный объем установленной мощности заявок на участие в аукционных торгах на продажу составило менее 150% объема спроса установленной мощности; 2) количество участников, подавших заявки в торговую систему на продажу на участие в аукционных торгах составило менее трех.

В соответствие с пунктом 19. Правил для участия в аукционных торгах Участники предоставляют организатору аукционных торгов следующие документы: 1) копии Устава; 2) копии справки о государственной регистрации/перерегистрации юридического лица; 3) копии решения соответствующего органа юридического лица о назначении первого руководителя; 4) доверенности на представителя (в случае если представление интересов осуществляет не первый руководитель); 5) информации о реквизитах юридического лица (банковские реквизиты, адрес, контактные телефоны, электронный адрес).

Иностранные юридические лица предоставляют аналогичные документы в соответствии с законодательством страны, в которой они зарегистрированы с обязательным приложением к каждому документу перевода документа на государственный и русский языки, верность которых засвидетельствована нотариально.

Если Ваша компания, планирует принять участие в нескольких аукционных торгах, то Вам необходимо будет оплатить взнос за каждый аукцион.

Документы, поданные для регистрации рассматриваются Организатором в течение двух рабочих дней с даты подачи документов, если пакет документов полный, то заявитель по электронной почте получит уведомление об успешном прохождении регистрации, а также для подписания договор на оказание услуги по организации и проведению аукционных торгов по проведению аукционных торгов ВИЭ.

Если в ходе проведения аукционных торгов по отбору проектов ВИЭ было менее трех участников, то аукционные торги на основании положения описанного в пп. 2) п. 51 п. Правил аукционных торгов будут объявлены несостоявшимися.

Правилами аукционных торгов предусмотрено требование не менее трех участников торгов.

Правилами аукционных торгов предусмотрено проведение аукционных торгов раздельно на проекты малой мощности (от 0,1 до 10 МВт (для ВЭС от 0,75 МВт) и крупные проекты (свыше 10 МВт).

Если аукционные торги на 50 МВт были объявлены на проекты малой мощности, то максимальная мощность одного проекта может быть не более 10 МВт включительно.

Если аукционные торги объявлены на крупные проекты, то соответственно в данной категории могут участвовать проекты установленной мощностью от 10 до 50 МВт

В ходе проведения аукционных торгов участники видят только минимальную цену предложения. По своему усмотрению участники торгов могут изменить свою заявку и подать цену ниже, при этом, объем ранее поданной заявки изменению не подлежит, цена в новой заявке может указываться ниже, чем в предыдущей.

В соответствие с п. 55 Правил аукционных торгов предусмотрено следующее условие, если последняя востребованная заявка на участие в аукционных торгах из предварительного списка победителей не может быть полностью удовлетворена при имеющемся спросе, то при проведении торгов применяются следующие условия:

  • если удовлетворенный объем последней востребованной заявки на участие в аукционных торгах составляет 50% или более от ее заявленного объема, то такая заявка на участие в аукционных торгах удовлетворяется по итогам торгов в полном объеме. При этом, объявленный уполномоченным органом объем отбора установленной мощности будет увеличен на величину неудовлетворенного остатка последней востребованной заявки на участие в аукционных торгах из ранжированного списка;
  • если удовлетворенный объем последней востребованной заявки на участие в аукционных торгах составляет менее 50% от ее заявленного объема, то такая заявка на участие в аукционных торгах не удовлетворяется по итогам торгов в полном объеме. При этом заявленный объем отбора установленной мощности будет уменьшен на величину удовлетворенного объема последней востребованной заявки на участие в аукционных торгах из ранжированного списка.

В предложенном Вами примере, удовлетворенный объем последней востребованной заявки составит – 20 МВт, т.е. более 50% от ее заявленного объема (25 МВт), такая заявка по итогам торгов будет удовлетворена в полном объеме. По итогам торгов будут отобраны два победителя первый – 30 МВт, второй – 25 МВт, при этом объем отбора установленной мощности будет увеличен и составит 55 МВт, вместо запланированных 50 МВт.

Да, в ходе проведения аукционных торгов участники будут видеть только минимальную цену предложения. По своему усмотрению участники торгов могут изменить свою заявку и подать цену ниже.

Да, Ваша компания может стать участником аукционных торгов, проводимых для малых проектов ВИЭ, с проектом в 4 МВт.

В настоящее время онлайн регистрация на участие в аукционных торгах открыта на официальном сайте организатора – АО КОРЭМ (http://vie-trade.korem.kz/ru/user/login).

При регистрации необходимо указать данные участника и приложить учредительные документы.

Да, участник аукционных торгов имеет право подавать несколько заявок на участие в аукционных торгах. При этом примите во внимание, что финансовое обеспечение заявки на участие в аукционных торгах Вы должны будете предоставить под каждую заявку (проект) отдельно.

При определении победителей аукционных торгов играет роль только цена.

В соответствие с принятыми Правилами аукционных торгов по отбору проектов ВИЭ принято требование о том, что две заявки с одинаковой ценой в торговой системе не принимаются. Шаг изменения цены в заявках составляет 1 тиын.

Да, Вы имеете право участвовать в аукционных торгах как на крупные, так и на малые проекты ВИЭ.

В ходе проведения аукционных торгов участникам доступна для просмотра следующая информация: параметры аукциона, указанные в графике проведения аукционных торгов – Зона ЕЭС РК, суммарный объем установленной мощности проектов, которые будут отбираться в ходе проведения аукционных торгов, а также информация о минимальной цене, поданной в торговой системе участниками аукционных торгов. В целях повышения уровня конкуренции информация о заявках поданных другими участниками аукционных торгов является закрытой.

Организатор аукционных торгов проводит обучение и разъяснения относительно того как работать в торговой системе для заявителей, которые заключили договор с организатором аукционных торгов и оплатили его услуги. Необходимые материалы размещены на сайте организатора аукционных торгов.

Вы можете подать заявку объемом 50 МВт. Подпунктом 1 пункта 29 предусмотрено, что участники могут подать заявку на участие в аукционных торгах с указанием объема не превышающим объем установленной мощности, выставленный на аукционные торги уполномоченным органом.

В случае, если на аукцион выставляется объем закупаемой установленной мощности 10 МВт, то выиграть аукцион может проект, установленной мощностью до 10 МВт. Договор покупки с ТОО «РФЦ по ВИЭ» заключается на объем, указанный в соответствие с результатами аукционных торгов.

В случае, если участник выиграет оба аукциона, то с одним юридическим лицом будет заключено два договора покупки с ТОО «РФЦ по ВИЭ», по двум разным аукционным ценам на два самостоятельных объекта ВИЭ.

Вы можете подавать документы на участие в аукционных торгах от лица иностранной компании (в том числе, от китайской компании). При этом при подготовке документов для участия в аукционных торгах Вы должны руководствоваться требованием п. 19 Правил аукционных торгов, согласно которым компании, желающие принять участие в аукционных торгах должны предоставить следующие документы:

  1. копии Устава;
  2. копии справки о государственной регистрации/перерегистрации юридического лица;
  3. копии решения соответствующего органа юридического лица о назначении первого руководителя;
  4. доверенности на представителя (в случае если представление интересов осуществляет не первый руководитель);
  5. информации о реквизитах юридического лица (банковские реквизиты, адрес, контактные телефоны, электронный адрес);
  6. документа, подтверждающего внесение финансового обеспечения заявки на участие в аукционных торгах.

Иностранные юридические лица предоставляют аналогичные документы в соответствии с законодательством страны, в которой они зарегистрированы с обязательным приложением к каждому документу перевода документа на государственный и русский языки, верность которых засвидетельствована нотариально.

Касательно предоставления земли

Иностранное лицо может арендовать землю на праве временного возмездного землепользования,  за исключением земель сельскохозяйственного назначения. Однако, в соответствии с Указом Президента РК от 6 мая 2016 года No 248, до 31 декабря 2021 года был введен мораторий на предоставление права временного возмездного землепользования на землях сельскохозяйственного назначения иностранцам и иностранным компаниям, а также компаниям, в уставном капитале которых доля иностранцев составляет более чем пятьдесят процентов. 

Если целевое назначение участка не относится к сельскохозяйственному, то компания может арендовать землю на праве временного возмездного землепользования, сроком от 5 до 49 лет. 

В соответствии с п.7 статьи 9 Закона РК «О поддержке использования ВИЭ» энергопроизводящие организации, использующие возобновляемые источники энергии, при поставке электрической энергии освобождаются от оплаты услуг энергопередающих организаций на передачу электрической энергии.

При получении технических условий на подключение к сети, существуют определенные требования к оборудованию, то есть как оно должно себя вести при падении частоты, каким образом будет обеспечена реактивная мощность и т.д., которые необходимо соблюсти при получении технических условий.

В соответствии с пунктом 18 Правил централизованной покупки и продажи расчетно-финансовым центром электрической энергии, произведенной объектами по использованию возобновляемых источников энергии, перерасчета и перераспределения расчетно-финансовым центром соответствующей доли электрической энергии на квалифицированного условного потребителя по итогам календарного года, утвержденных приказом МЭ от 02.03.2015г. №165, датой начала покупки электрической энергии, выработанной объектом по использованию ВИЭ, является дата начала комплексного испытания электроустановок объекта по использованию ВИЭ, при котором электрическая энергия выдается в электрические сети энергопередающей организации.

Согласно пункта 13-1 Правил определения фиксированных тарифов и аукционных цен, утвержденных ППРК от 27 марта 2014 года №271, первое применение индексации фиксированного тарифа производится не ранее одного календарного года после начала поставки электроэнергии от возобновляемых источников энергии в расчетно-финансовый центр.

Аукционные цены индексируются один раз в год на 1 октября на уровень инфляции и (или) изменения обменного курса национальной валюты к конвертируемым валютам, в зависимости от наличия заемных средств в иностранной валюте в Проекте.

Благодарим Вас за обращение на сайт ТОО «РФЦ по ВИЭ».

  1. Согласно Правил определения фиксированных тарифов индексация фиксированного тарифа проводится только после года эксплуатации. На сегодняшний день, действующих БиоЭС, имеющих договоры с ТОО "РФЦ по ВИЭ" нет. Соответственно, индексация фиксированных тарифов не проводилась.
  2. Согласно правил, максимальной величиной аукционной цены на электрическую энергию или предельной ценой является уровень фиксированного тарифа, который установлен Постановлением Правительства Республики Казахстан №645 от 12 июня 2014 года для БиоЭС на отметке 32,23 тг/кВтч.

Действительно, специальные замеры не проводились, при этом Вы можете воспользоваться современными программными продуктами и посмотреть какой есть потенциал в определенном месте используя данные IRENA.

Согласно пункта 8) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» от 4 июля 2009 №165-IV, объект по использованию ВИЭ – технические устройства, предназначенные для производства электрической и (или) тепловой энергии с использованием ВИЭ, и взаимосвязанные с ними сооружения и инфраструктура, технологически необходимые для эксплуатации объекта по использованию ВИЭ и находящиеся на балансе собственника объекта по использованию ВИЭ.

При разработке схемы выдачи мощности и получении технических условий на подключение к электрическим сетям, к проектам предъявляются технические требования, предусмотренные Электросетевыми правилами, утвержденными приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 18 декабря 2014 года №210 и Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей, утвержденными приказом Министерства энергетики и минеральных ресурсов от 14 ноября 2002 года №247.

Все предусмотренные в вышеприведённых документах требования основаны на наилучших мировых практиках и применяются в целях обеспечения надежного электроснабжения потребителей страны и сохранения устойчивости работы национальной энергосистемы.Выполнение данных технических требований с использованием морально и физически устаревшим генерирующим оборудованием невозможно. Электрическим станциям ВИЭ не соответствующим обозначенным требованиям будет отказано в подключении к сети.

Контроль выполнения законодательных требований осуществляется на стадии подготовки и экспертизы проектной документации, на стадии подключения к электрическим сетям, а также во время эксплуатации.

Принимая во внимание вышеизложенные программы и требования законодательства Республики Казахстан, победители аукционных торгов обязаны использовать современное, новое генерирующее оборудование при строительстве объектов ВИЭ. 

Аукционные торги по отбору проектов ВИЭ, которые будут в Казахстане в 2018 году, являются пилотными, поэтому точно оценить изменение тарифов пока не представляется возможным.

Однако, оценивая опыт проведения аукционных торгов в мире, мы ожидаем плавное снижение тарифов.

При формировании графика проведения аукционных торгов по отбору проектов ВИЭ Министерство энергетики РК руководствовалось несколькими факторами, которые являются ключевыми для строительства объекта ВИЭ:

  • возможности присоединения к электрической сети;
  • ресурсный потенциал;
  • достижение ключевых показателей развития сектора ВИЭ, с учетом размещения и структуры мощностей, которые необходимы энергосистеме.

Графиком проведения аукционных торгов предусмотрено проведение аукционных торгов по зонам единой энергосистемы (далее – ЕЭС) Республики Казахстан.

Зона ЕЭСРК – часть ЕЭС Республики Казахстан, в границах которой имеется отличительная схемно-режимная ситуация по сравнению с остальной частью ЕЭС Казахстана. ЕЭС Республики Казахстан состоит из трех зон: Северная зона (Акмолинская, Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская области); Южная зона (Алматинская, Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская области); Западная зона (Атырауская, Западно-Казахстанская, Мангыстауская области).

Место строительства объекта ВИЭ инвестор определяет самостоятельно.

Предоставление преференций регулируется Предпринимательским Кодексом РК.

За получением подробной информации относительно получения преференции при реализации проекта ВИЭ Вы можете непосредственно обраться в http://invest.gov.kz/ru/about

В соответствие с законодательством для заключения инвестиционного договора необходимо сначала стать победителем аукционных торгов. До Вашего участия в аукционных торгах Вы можете обратиться непосредственно http://invest.gov.kz/ru/about за получением разъяснением относительно получения преференций при реализации проектов ВИЭ.

Реализация инвестиционных проектов в сфере ВИЭ относится к категории инвестиционных проектов.

ТОО «РФЦ по ВИЭ»заключает договор только победитель аукционных торгов (пункт 60 Правил аукционных торгов). После заключения РРА возможна смена контрагента в соответствии:

с гражданским законодательством РК;

при условии изменения данных по юридическому лицу в Перечне энергопроизводящих организаций ВИЭ Министерства энергетики РК.

В соответствие с приказом Министерства энергетики РК от 22.02.2018 года 17 октября 2018 года пройдут аукционные торги по отбору проектов ВИЭ для проектов СЭС по Южной Зоне ЕЭС РК с объём закупаемой установленной мощности СЭС – 30 МВт для малых проектов ВИЭ.

К данным аукционным торгам будут допущены все заявители, которые планируют осуществить строительство объектов ВИЭ в Южной зоне ЕЭС РК – Алматинская, Жамбылская, Кзылординская, Южно-Казахстанская области. Максимальная мощность объекта ВИЭ, участвующего в данных аукционных торгах должна быть не более 10 МВт, включительно.

Если Ваша компания, соответствует данным критериям, она может стать участником аукционных торгов. При этом Вы должны пройти регистрацию в Торговой системе Организатора аукционных торгов и своевременно внести финансовое обеспечение заявки на участие в аукционных торгах на расчетно-финансовый центр. Участник аукционных торгов имеет право участвовать в аукционных торгах, имея согласованную точку подключения и/или земельный участок.

В соответствие с ст. 11-1 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2009 года № 165-IV «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» Нормы настоящего Закона, регулирующие порядок применения фиксированных тарифов для покупки электрической энергии, производимой объектами по использованию возобновляемых источников энергии, распространяются только в отношении договоров, заключенных расчетно-финансовым центром с энергопроизводящими организациями, использующими возобновляемые источники энергии, до введения в действие положений о применении аукционной цены.

Т.е. если Ваша компания не имеет в настоящее время, заключенного договора с ТОО «РФЦ по ВИЭ» по фиксированному тарифу, то для заключения договора покупки Вы должны участвовать в аукционных торгах и стать победителем аукционных торгов.

При этом, договор покупки с победителем аукционных торгов будет заключен сроком на 15 лет по аукционной цене, сложившейся в ходе проведения аукционных торгов.

Уровень тарифов для объектов ВИЭ – СЭС будет определен по итогам аукционных торгов по отбору проектов ВИЭ. Величина предельной аукционной цены для объекта ВИЭ – СЭС установлена на уровне 34,61 тг/кВтч, в ходе аукционных торгов по отбору проектов ВИЭ будут отобраны проекты, которые предложены минимальные цены.

В соответствие с Правилами проведения аукционных торгов по отбору проектов ВИЭ участие в аукционных торгах имеют право принимать компании, которые имеют согласованную точку подключения и(или) земельный участок. И компании, которые не имеют на момент участия в аукционных торгах точки подключения и земельного участка.

Указанный Вами аукцион продет 6 июня 2018 года, в нем планируются к отбору проекты, расположенные в Южной Зоне ЕЭС РК. В Южную зону ЕЭС РЕ входят следующие области - Алматинская, Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская области. Соответственно, если Ваш проект находится в одной из вышеперечисленных областях Вы можете участвовать данных в аукционных торгах.

Обращаем Ваше внимание на то, что при участии в аукционных торгах для малых проектов, суммарный установленный объем Вашего проекта не должен превышать 10 МВт, включительно.

Заказчиками подрядных работ в строительстве могут выступать граждане Республики Казахстан, иностранцы, лица без гражданства, отечественные и иностранные юридические лица. Соответственно, иностранная компания, которая стала победителем аукционных торгов, может выступать в качестве Заказчика и привлекать для строительства иных лиц (Подрядчиков).

Подрядчиками, выполняющими подрядные работы в строительстве, могут быть физические и юридические лица (включая совместные предприятия), имеющие лицензию, полученную в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V «О разрешениях и уведомлениях» (далее – “Закон”) на осуществление соответствующих видов строительной деятельности на территории Республики Казахстан.

Таким образом, для строительства и том числе для строительства объектов ВИЭ, необходимо наличие лицензии, полученной в Казахстане в соответствии с Законом (далее - «Лицензия»). Если у Подрядчика есть такая Лицензия, то можно привлечь ее в качестве подрядчика для строительства объекта ВИЭ.

Тем не менее, следует учесть то что, если строительство будет реализовано посредством EPC контракта, то Генеральный подрядчик не имеет права передавать более 2/3 стоимости всех подрядных работ Подрядчику.

Наличие международной лицензии на строительство генерирующих объектов не дает права заниматься строительно-монтажными работами в Казахстане.

Для занятия строительной деятельностью в Казахстане необходима лицензия, и компания несмотря на наличие международной лицензии, обязана получить лицензию для осуществления строительно-монтажных работ на территории Казахстана.

Лицензии на осуществление строительно-монтажных работ делятся на 3 категории в зависимости от сложности и степени ответственности планируемых строительно-монтажных работ.

Исходя из того, что компания реализовывала объекты ГЭС, предположительно в Казахстане компания планирует реализовывать аналогичную деятельность. В связи с этим, компании следует получить Лицензию I категории в соответствии с Законом.

Наличие Лицензии I категории позволяет лицензиатам осуществлять строительно-монтажную деятельность на объектах всех уровней ответственности в рамках имеющейся Лицензии , наряду со строительством следующих объектов, которые предусматривают І (повышенный) уровень ответственности (к которому вероятно будет относиться строительная деятельность компании):

  • промышленные объекты, производственные здания, сооружения;
  • здания и сооружения теплоэнергетики мощностью 150 МВт (Мега Ватт) и выше;
  • производственные здания и сооружения с пролетом 100 м (метров) и более и высотой 50 м (метров) и более, и (или) с кранами грузоподъемностью 32 т (тонн) и более;
  • иные объекты согласно пункту 9.1 Приказа Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 февраля 2015 года № 165 “Об утверждении Правил определения общего порядка отнесения зданий и сооружений к технически и (или) технологически сложным объектам”.

При этом, иностранные юридические лица осуществляют оплату сборов или плат, взимаемых при осуществлении лицензирования или разрешительных процедур, самостоятельно при условии получения собственного БИН или посредством филиалов и (или) представительств этих юридических лиц, зарегистрированных на территории Республики Казахстан. 

Для получения Лицензии I категории необходимо соответствие следующим квалификационным требованиям: 

  1. наличие в штате не менее одного аттестованного инженерно-технического работника, имеющего соответствующий аттестат по профилю работ входящих в состав запрашиваемого подвида лицензируемого вида деятельности и работающего на постоянной основе у заявителя по одной из следующих специализаций:
    - главный инженер, начальник производственно-технического отдела, начальник участка, производитель работ, мастер.
  2. наличие производственной базы на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления), оснащенной:
    - административно-производственными зданиями или помещениями, необходимыми для выполнения заявленных видов работ, подвида лицензируемого вида деятельности. При этом административные, производственные и иные здания или помещения производственной базы могут быть совмещены, если это не противоречит требованиям системы охраны труда и техники безопасности при проведении работ.
    - рабочими местами, организованными в соответствии с условиями труда.
  3. наличие минимальной материально-технической оснащенности на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) и (или)аренды, включающей минимальный комплект оборудования, контрольно-измерительные приборы, машины и механизмы, которые устанавливаются в соответствии с техническими требованиями к выполнению строительно-монтажных работ в зависимости от технических требований к заявленным работам подвида лицензируемого вида деятельности
  4. опыт работы лицензиата не менее десяти лет, либо не менее семи лет для лица, осуществлявшего строительно-монтажные работы для морских нефтегазовых проектов на территории Республики Казахстан, либо опыт работы не менее пяти лет в качестве лицензиата ІІ категории. Опыт работы исчисляется со дня получения лицензии, при этом в случае прекращения действия лицензии опыт работы аннулируется. Для иностранных лиц в качестве опыта работы учитывается равнозначный разрешительный документ на осуществление строительно-монтажных работ.
  5. наличие не менее десяти реализованных объектов строительства первого и (или) второго уровней ответственности в качестве генерального подрядчика с представлением документального подтверждения (копии подписанных актов ввода объекта в эксплуатацию), либо не менее двадцати объектов первого и (или)второго уровней ответственности, на которых лицензиат реализовал работы по договорам субподряда, с представлением документального подтверждения (копии подписанных актов выполненных работ).

Для иностранных лиц в качестве представления документального подтверждения учитывается равнозначный документ.

Компания может получить Лицензию на осуществление строительно-монтажных работ в Казахстане путем подачи заявления от имени:

i. Филиала/представительства компании, зарегистрированного в Казахстане;

ii. Иностранного юридического лица (самой компании); или

iii. Дочерней компании, созданной в соответствии с Законодательством Казахстана.

При этом, следует учесть, что дочерняя компания, созданная в соответствии с Законодательством Казахстана, будет самостоятельным юридическим лицом, и соответственно, наличие у материнской компании международной лицензии (соответственно, многие квалификационные требования могут уже быть исполнены) не будет иметь значения при получении такой дочерней компанией Лицензии. 

В то же время, наличие международной лицензии, может сократить время и стоимость получения Лицензии в Казахстане, для самой компании или его филиала/представительства, поскольку возможно, что компания уже соответствует квалификационным требованиям, указанным выше.

В соответствии с законодательством Казахстана, реализация прав на земельные участки осуществляется на основании :

  1. права землепользования (аренды);
  2. права собственности.

Право землепользования (аренды)

Право землепользования делится i) постоянное землепользование и ii) временное возмездное землепользование.

  • На праве постоянного землепользования предоставляются земельные участки государственным землепользователям и не могут быть предоставлены иностранным землепользователям;
  • Временное возмездное землепользование делится на краткосрочное (до 5 лет) и ii) долгосрочное (до 49 лет).

Иностранное лицо может арендовать землю на праве временного возмездного землепользования,  за исключением земель сельскохозяйственного назначения. Однако, в соответствии с Указом Президента РК от 6 мая 2016 года No 248, до 31 декабря 2021 года был введен мораторий на предоставление права временного возмездного землепользования на землях сельскохозяйственного назначения иностранцам и иностранным компаниям, а также компаниям, в уставном капитале которых доля иностранцев составляет более чем пятьдесят процентов. 

Если целевое назначение участка не относится к сельскохозяйственному, то компания может арендовать землю на праве временного возмездного землепользования, сроком от 5 до 49 лет. 

Если целевое назначение участка, например, относится к сельскохозяйственному, для оформления земельного участка на праве временного возмездного землепользования необходимо изменение целевого назначения земельного участка с категории земель сельскохозяйственного назначения на категорию земель промышленности и иного несельскохозяйственного назначения с возмещением нормативам возмещения потерь согласно нормативам, установленным приказом МНЭ № 161 от 23 декабря 2014 года.

30 МВт - суммарный объем закупаемой установленной мощности для всех проектов по рассматриваемому аукциону.

Если в графике аукционных торгов по отбору проектов ВИЭ указано, что аукцион проводится для малых проектов ВИЭ, то участники аукционных торгов могут подавать заявки в пределах от 0,1 МВт до 10 МВт (включительно). Поэтому размещение проекта ВИЭ мощностью 30 МВт на выделенном земельном участке изначально не предполагалось.

На выделенном земельном участке может разместиться несколько станций с объемом мощности, предусмотренном для малых проектов ВИЭ.

При объявлении аукциона в 30 МВт в рассматриваемом примере, предоставляется земельный участок для размещения объектов ВИЭ суммарной мощностью порядка 20 МВт. Но нужно понимать, что на данный аукцион могут заявляться инвесторы, которые к настоящему времени имеют проработанные проекты с решенными вопросами по земельным участникам и точкам подключения и они также будут бороться за право строительство объектов ВИЭ в данном аукционе. Именно эти две группы потенциальных инвесторов в конечном итоге разыграют между собой 30 МВт суммарного объема закупаемой установленной мощности по рассмотренному аукциону.

Действующими Правилами аукционных торгов предусмотрены способы предоставления финансового обеспечения в виде банковских гарантий или резервного аккредитива, соответственно первые аукционные торги будут проводиться, используя инструменты, предусмотренные Правилами аукционных торгов.

У NREL есть программный продукт, мы отрабатывали с ними. Но на самом деле девелоперы сами ответственны на отработку потенциала площадки.

Данные NREL будут представлены на официальном сайте ТОО «РФЦ по ВИЭ».

В настоящее время энергосистема Единая энергосистема Казахстана обладает достаточным объемом генерирующей мощности для обеспечения потребителей электрической энергией, часть электроэнергии, произведенной в стране, экспортируется. В настоящее время нет необходимости в договоре РРА вносить для инвестора обязательства по выдаче определенного объема электрической энергии.

Форма доверенности на представителя для участия в аукционных торгах по отбору проектов ВИЭ будет размещена на официальном сайте АО «КОРЭМ» в ближайшее время.

ТОО «РФЦ по ВИЭ»заключает договор покупки только с победителями аукционных торгов (пункт 60 Правил аукционных торгов). После заключения РРА возможна смена контрагента в соответствии:

  • с гражданским законодательством РК;
  • при условии изменения данных по юридическому лицу в Перечне энергопроизводящих организаций ВИЭ Министерства энергетики РК.

Подписывая договор покупки, Вы не имеете право расторгнуть его причине, что Вам стало не интересно его реализовывать. Финансовая гарантия исполнения условий договора покупки возвращается ТОО «РФЦ по ВИЭ» в случае реализации строительства объекта ВИЭ в сроки указанные в договоре покупки.

Сроки ввода в эксплуатацию определены в Графике проведения аукционных торгов, утвержденном Уполномоченным органом и составляют:

Для СЭС — 24 месяца с даты подписания договора покупки

Для ВЭС и БиоЭС — 36 месяцев с даты подписания договора покупки

Для ГЭС — 48 месяцев с даты подписания договора покупки.

Срок ввода в эксплуатацию рассчитывается с даты подписания договора покупки с ТОО «РФЦ по ВИЭ».

Если иностранная компания стала победителем аукционных торгов и в дальнейшем решила для осуществления своей деятельности открыть и зарегистрировать компанию в Казахстане, то она может это сделать. При этом, будут внесены изменения в договор РРА после внесения соответствующих поправок в Перечень энергопроизводящих организаций, использующих ВИЭ, утверждаемый Министерством энергетики РК.

В соответствие с Законом РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» квалифицированные условные потребители – лицо или группа лиц, в состав которой входят условные потребители и энергопроизводящие организации, использующие возобновляемые источники энергии, владеющие действующими (введенными в эксплуатацию после 1 января 2018 года и не включенными уполномоченным органом в Перечень энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники энергии) объектами по использованию возобновляемых источников энергии на праве собственности или на ином законном основании, вырабатываемая электрическая энергия которых в полном объеме потребляется данным лицом или группой лиц либо реализуется потребителям по договорным ценам согласно заключенным двусторонним договорам.

Квалифицированные условные потребители не имеют право заключать договор покупки (РРА) с ТОО «РФЦ по ВИЭ».

ТОО «РФЦ по ВИЭ»заключает договор покупки только с победителями аукционных торгов (пункт 60 Правил аукционных торгов). После заключения РРА возможна смена контрагента в соответствии:

  • с гражданским законодательством РК;
  • при условии изменения данных по юридическому лицу в Перечне энергопроизводящих организаций ВИЭ Министерства энергетики РК.

ТОО «РФЦ по ВИЭ» будет заключать договоры покупки с победителями аукционных торгов на основании данных, указанных в реестре победителей аукционных торгов и перечне энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники энергии.

Если Вы не успеете ввести в эксплуатацию объект ВИЭ в сроки, предусмотренные в заключенном договоре, то в соответствие с пунктом 101 Правил централизованной покупки и продажи расчетно-финансовым центром электрической энергии, произведенной объектами по использованию возобновляемых источников энергии, перерасчета и перераспределения расчетно-финансовым центром соответствующей доли электрической энергии на квалифицированного условного потребителя по итогам календарного года (далее - Правила централизованной покупки) расчетно-финансовый центр выставит Банку требование на взыскание финансового обеспечения исполнения условий договора покупки.

В случае нарушения срока предоставления копии акта приемки в эксплуатацию объекта по использованию ВИЭ в соответствие с подпунктом 2) пункта 106 Правил централизованной покупки, договор покупки прекращает свое действие.

В случае нарушения срока предоставления копии акта приемки в эксплуатацию объекта по использованию ВИЭ договор покупки прекращает свое действие, при этом финансовое обеспечение исполнения условий договора остается в пользу ТОО «РФЦ по ВИЭ».

В соответствии с пп. 2) п.16 Правил централизованной покупки и продажи электрической энергии, произведенной объектами ВИЭ заявитель в течение 36 (тридцати шести) месяцев с даты подписания договора покупки предоставляет в ТОО «РФЦ по ВИЭ» копию акта приемки объекта в эксплуатацию по использованию ВИЭ, утвержденного в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Согласно пп.2) п.101 Правил централизованной покупки и продажи электрической энергии, произведенной объектами ВИЭ при не предоставлении копии акта приемки объекта в эксплуатацию по использованию ВИЭ финансовое обеспечение удерживается в размере 100% от суммы финансового обеспечения исполнения условий договора покупки, в случае удержания части финансового обеспечения исполнения условий договора покупки при не предоставлении в течение 12 месяцев с даты подписания договора покупки копии уведомления о начале строительно-монтажных работ объекта по использованию ВИЭ удерживается 70% суммы финансового обеспечения исполнения условий договора.

Благодарим Вас за вопрос и проявленный интерес к аукционным торгам ВИЭ.

В ответ на Ваш вопрос сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 18 Правил централизованной покупки и продажи расчетно-финансовым центром электрической энергии, произведенной объектами по использованию возобновляемых источников энергии, перерасчета и перераспределения расчетно-финансовым центром соответствующей доли электрической энергии на квалифицированного условного потребителя по итогам календарного года, утвержденных приказом МЭ от 02.03.2015г. №165, датой начала покупки электрической энергии, выработанной объектом по использованию ВИЭ, является дата начала комплексного испытания электроустановок объекта по использованию ВИЭ, при котором электрическая энергия выдается в электрические сети энергопередающей организации.

Согласно пункта 13-1 Правил определения фиксированных тарифов и аукционных цен, утвержденных ППРК от 27 марта 2014 года №271, первое применение индексации фиксированного тарифа производится не ранее одного календарного года после начала поставки электроэнергии от возобновляемых источников энергии в расчетно-финансовый центр.

Аукционные цены индексируются один раз в год на 1 октября на уровень инфляции и (или) изменение обменного курса национальной валюты к конвертируемым валютам.

Принимая во внимание вышеизложенное, реализация электроэнергии ВИЭ в 2020 году будет производиться по аукционной цене и индексироваться ежегодно на уровень инфляции и (или) изменение обменного курса национальной валюты к конвертируемым валютам.

В текущем году, согласно графику проведения аукционных торгов планируется участие в аукционных торгах проектов ГЭС с наличием земельного участка и точки подключения к электрическим сетям.

При этом требования по участию в аукционных торгах и дальнейшей реализации проектов ВИЭ одинаковы для всех участников, вне зависимости от наличия земельного участка и точки подключения.

В соответствии с Правилами определения фиксированных тарифов и предельных аукционных цен, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 марта 2014 года № 271 для первых аукционных торгов предельные аукционные цены определяются на уровне фиксированных тарифов, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июня 2014 года № 645.

Предельные аукционные цены для последующих аукционных торгов определяются по итогам предыдущих аукционных торгов по максимальной цене победителя.